Коррекция трудностей обучения в школе
В настоящее время у большинства школьников наблюдаются те или иные жалобы связанные со здоровьем или эмоциональным фоном.
Чаще всего мы сталкиваемся с
- головными болями у школьников,
- рассеянностью,
- нарушением письма,
- вегето -сосудистой дистонией.
Сегодня мне хотелось бы поговорить о самых часто встречающихся проблемах.
- Часто болеющие дети - достаточно широкий термин. Одной из весомых причин частых ОРВИ являются стрессы. Для многих детей, впервые идущих в сад или в школу, стрессом является встреча с новыми детьми, учителями, ответственность, страх показаться плохим, допустить ошибку. Нередко ребенок испытывает страх, что над ним будут смеяться и так далее.
Несколько лет назад в ММА Сеченова на кафедре педиатрии проводилось исследования.
В начале учебного года одной группе детей давали оциллококцинум, другой фенибут. Результат был неожиданный. Меньше болели ОРВИ дети, получающие фенибут. Это показало, что ведущим в снижении иммунитета является нервная система. Стресс ведет к снижению иммунитета и дальнейшим частым орви.
К сожалению частое применение сильно действующих лекарственных препаратов, таких как антибиотики или гормональные лекарственные средства, так же ослабляют иммунитет. А перегруженные педиатры не имеют возможности глубоко вникнуть в проблемы конкретного ребенка, распознать влияние разных повреждающих факторов, которыми может оказаться перегрузка лекарственными препаратами, неосторожная вакцинация, несбалансированное питание и пр.
Все они могут ослаблять иммунитет и провоцировать частые простуды. Если врач не ориентирован на глубокое изучение причин болезней ребенка или не имеет времени на это, то лечение будет назначено по стандартным педиатрическим схемам. К сожалению, здоровье ребенка при таком лечении не улучшится. Бедные родители будут вынуждены ходить от врача к врачу, не находя ответа “Как реально помочь ребенку?” - Вегето-сосудитая дистония у детей. Это состояние включает на сегодняшний день огромный спектр неврологических проблем. Это могут быть как головная боль, запор, боль в животе, не обусловленная физическими нарушениями, повышенное потоотделение, температура до 37,5 , так и функциональная аритмия, головокружение, повышенное АД.
Все эти состояния далеко не всегда диагностируются врачами. Чаще всего, маленьких пациентов с ВСД ведут в зависимости от клиники к различным специалистам. Так, дети с функциональными проблемами ЖКТ часто идут к гастроэнтерологу и долго и, как правило, безуспешно лечат гастрит и хеликобактер пилори, без особой динамики. Пациенты с аритмией идут к кардиологу, чаще всего в данном случае находят единичные экстрасистолы и направляют к неврологу. А если уж у ребенка поднимается температура, то, как правило, прежде чем попасть к неврологу, эти пациенты обходят очень много врачей и лабораторных исследований. Не выявляя ничего патологического, их отправляют к неврологу. Который делает аспириновый тест и дает заключение о том, что это ВСД.
Откуда берутся все эти проблемы у детей? Кроме стресса обусловленного новым коллективом , ответственностью, страхами ребенка, на развитие данного состояние оказывает огромное влияние режим дня, нагрузка ребенка, внутрисемейная обстановка,
требования со стороны родителей.
Безусловно разные дети переносят и стресс, и нагрузки по разному. Это зависит от наследственных факторов, течения беременности, наличия или отсутствия травм в родах, гипоксии, внутриутробных инфекций.
Какие рекомендации, относительно немедикаментозной коррекции можно дать в этих
случаях:
- Безусловно, дети с чувствительной нервной системой должны иметь достаточный сон - не менее 9 часов в сутки.
- Ограничение использования гаджетов до 30 мин в сутки, а в ряде случаев полное исключение (есть дети, у которых возникает головная боль после использования гаджетов. Так же они могут вызывать тики и судороги и детей, чувствительных
к световой стимуляции) - Климат в семье. Исключение наказаний ребенка за оценки и стимуляции тем самым невроза у ребенка. (Надо понимать, что дети со слабостью нервной системы не всегда могут хорошо учится, быстро утомляются и часто не могут воспринимать большой объем информации).
- Режим дня: у школьника много времени занимает чтение книг или другие малоактивные занятия. Необходимо разбавить свободное время ребенка другими видами досуга: прогулками на свежем воздухе, катанием на велосипеде или коньках,
и так далее. - Релаксация. Необходимо научить ребенка расслабляться. Это можно сделать с помощью плаванья, упражнений дыхательной гимнастики, общения с животными. Специалисты отмечают особую роль животных в лечении школьных неврозов. Плавание оказывает хороший расслабляющий эффект на нервную систему.
- Арттерапия также рекомендована при стрессах и помогает скомпенсировать страхи, неуверенность у детей.
Что касается медикаментозной коррекции, то, проблема состоит в том, что в детской неврологии зарегестрировано очень мало препаратов. И даже среди официально зарегестрированных в России не во всех препаратах можно быть уверенными, так как они не
проходили клинические испытания, которые положено проводить по любым новым препататам для рекомендации их в
клинической практике во всем мире.
Кроме того большинство препаратов, таких, как, например, фенибут, лишь временно устраняют проблему - заглушают ее и создается
видимость улучшения. Однако при их отмене состояние снова декомпенсируется.
Как альтернативу такому лечению, можно предложить натуральные методы лечения — психотерапию, фитотерапию, остеопатию и гомеопатию. Эти методы не имеют побочных действий, работают мягче, действуя на причину состояния и устраняя проблему.
В нашей клинике работают врачи разных спецальностей, высококвалифицированные специалисты в данных областях, имеющие большой практический опыт и неоднократно проходившие повышение квалификации за рубежом( в частности, в Швейцарии).