Школьная агрессия гомеопатическое сопровождение
Школьная агрессия происхождение причины гомеопатическое сопровождение
Как мы обсуждали ранее, агрессия является эволюционно закрепленным приспособительным механизмом, который способствует защите человека от внешней угрозы, охранению его потомства и территории. В рамках здорового адаптивного поведения агрессия проявляется в соответствии и ровно в той мере, в которой ситуация этого требует. В норме реакции агрессии имеют в своей основе как социокультурально регулируемые механизмы, так и эволюционно закрепленные биологические основы. Базальные ядра, являющиеся филогенетически древними структурами, вырабатывают нейромедиаторы, отвечающие за регуляцию эмоций и поведения, в том числе за проявления агрессии. Так норадреналин, отвечает за реакции гнева. Иногда его называют гормоном ярости. Он вырабатывается нейронами голубоватого пятна ствола головного мозга, побуждает к мобилизации защитного поведения либо к нападению.
При этом тормозящее и регулирующее действие оказывают различные мозговые структуры. Особенно велика роль тормозных нейронов лобной коры головного мозга.
При встрече педагогов, родителей с зашкаливающим агрессивным поведением ребенка может возникать впечатление о невоспитанности, непослушании ребенка, дурном влиянии кого -либо. Часто в первую очередь взрослым приходит на ум психологическая трактовка такого поведения. Далее следуют корректирующие беседы с трудным ребенком, возникает впечатление полного осознания им его негативного поведения. Но деструктивное поведение, драки возникают вновь и вновь.
В таких случаях следует учитывать и возможные неврологические факторы и причины, регулирующие поведение ребенка. Упорное агрессивное поведение, малоконтролируемые вспышки, не вполне объяснимая агрессия должны насторожить в первую очередь и послужить поводами для обращения к детскому психиатру, неврологу.
Какие это могут быть причины, почему они длительное время остаются нераспознанными?
Часто это повреждающие факторы малой интенсивности, воздействующие на развивающегося ребенка в период беременности, родов, раннего послеродового периода. Вялотекущие воспалительные заболевания органов малого таза матери, родовая травма шейного отдела позвоночника с минимальными проявлениями, когда в раннем периоде не выявляются значимые, заметные нарушения в развитии ребенка и только в процессе роста, в дошкольном и даже подростковом возрасте последствия натальной травмы могут проявиться в виде гиперактивности, школьной агрессии. Результатом последствий родовой травмы шейного отдела позвоночника часто являются разной степени нарушения кровообращения, асимметрия кровотока, к которым высоко чувствительны как раз стволовые структуры головного мозга, базальные ядра, ответственные за выработку ключевых нейромедиаторов, участвующих в формировании агрессивного поведения.
Кроме того, в регуляции агрессивного поведения велика роль роль тормозных нейронов лобных долей, которые могут полноценно функционировать и обеспечивать регуляцию поведения при их достаточной зрелости. При этом важно учитывать, что именно лобные доли коры головного мозга в наиболее высокой степени чувствительны к повреждающим факторам как эволюционно наиболее молодые структуры. Таким образом мы коснулись некоторых нейрофизиологических аспектов возникновения патологической детской агрессии. Для проведения полноценной диагностики, разработки плана реабилитации необходимо обратиться к детскому неврологу и детскому психиатру.
На какие жалобы еще нужно обратить внимание?
Следует обратиться к врачу, если взрослые замечают у ребенка устойчивое деструктивное поведение в сочетании с жалобами на головные и шейные боли, заметную неусидчивость, импульсивность в поведении, невнимательность. Косвенными признаками неврологических нарушений могут быть, например, носовые кровотечения, укачивание в транспорте, метеочувствительность, резкая непереносимость душных помещений, быстрая утомляемость от умственных нагрузок. Также это могут быть тики, заикание, энурез, различные навязчивые движения.
В процессе лечения и реабилитации гомеопатическое сопровождение может занимать значимое место, т.к. в гомеопатии накоплен опыт работы с последствиями воздействия различных повреждающих факторов на мозг ребенка: инфекция, гипоксия, травма. Так, гомеопатия способствует включению механизмов восстановления развивающейся нервной системы ребенка, нормализации кровообращения, созреванию различных мозговых структур.