СТРАМОНИУМ - часть 4
СТРАМОНИУМ - часть 4 Трудности Внимания
Предлагаем вашему вниманию продолжение Материя Медика Stramonium – элемент страха. Часть 4. ТРУДНОСТИ ВНИМАНИЯ
Stramonium - Трудности внимания
Введение
С жалобой на гиперактивность и/или трудности внимания в наши дни приводят всё большее количество детей. Эта глава посвящена типам поведения, распространенному среди таких детей, и обсуждению причин, стоящих за гиперактивностью и невнимательностью. Более тщательное описание лечения этого расстройства будет дано в моей следующей книге по этой теме, а пока я только подчеркну, что она несводима ни к какой одной единственной типической картине. Какие-то дети с диагнозом дефицита внимания будут гиперактивы, а какие-то – нет. Некоторые будут проявлять агрессивность, неистовство и недостаток самоконтроля, а у других не будет наблюдаться ничего подобного. У кого-то вы заметите вялость и апатичность, но у кого-то могут быть и тики, и припадки. Все эти симптомы возникают в самых разных комбинациях, как видно из примеров этой главы.
Неугомонность / Гиперактивность
Я рассматриваю неугомонность и гиперактивность, которые так часто встречаются в Stramonium, как часть общей возбудимости нервной системы, присущей сегменту яростных сверхреакций. В более ранних стадиях это всего лишь неугомонность, тогда как позже это становится импульсивностью, неистовством, гневом и припадками. Поначалу, однако, будет заметна только беспокойность. Такая непреодолимая потребность движения, вероятно, идет от перевозбужденной нервной системы. Это объясняет, почему ребенку делается настолько хуже от любого волнения. Далее, как только напряжение нервной системы переходит некий порог, возбуждение из простой неугомонности трансформируется в неврологические симптомы, вроде тиков, гримас и навязчивых движений рук. Кажется, что чем более возбужден ребенок, тем сильнее у него тики, гримасы и жестикуляция.
Легко вообразить, как постоянное состояние страха может также вести к неугомонности. Такая реакция может попросту быть одной стороной медали «нападать или бежать». Ребенок ощущает неугомонность и готовность бежать. Через некоторое время, эта беспокойность нарастает как снежный ком, и появятся признаки неспособности ребенка сосредоточиться на том, что происходит вокруг и с ним.
Беспокойность можно увидеть даже у новорождённых, которые не спят спокойно, а без конца крутятся, переворачиваются всю ночь напролёт, или же в карапузах, которым ничего нет милее, как вылезать из кроваток и манежиков, чтобы облазить всю мебель в квартире. Они никогда не останавливаются, и уставшей матери приходится постоянно быть начеку, чтобы предотвратить неприятности. Мать также может рассказать, что, когда ей доводится снимать его с какого-нибудь шкафчика, она чувствует, как его мускулы напрягаются и всё тело отвердевает, как будто бы в ожидании возможности распрямиться как пружина, чтобы вновь забегать по комнате.
Когда начинаются школьные годы, ребенок-Страмониум редко может справиться с новой ролью, из-за этой избыточной беспокойности. Он может сидеть за партой и тихо работать очень короткие отрезки времени, но как только беспокойство наползает на него, он быстро теряет интерес к любому занятию, и начинает подскакивать. Он может даже пытаться продолжать делать задание, уже начав вставать и двигаться. Он суетиться, ему надо всё потрогать, очень похоже на Veratrum album и Tarentula hispanica. Из-за его разрушительного поведения, его, вероятно, приходится посадить рядом с учителем или еще как-то удерживать. В дальнейшем он становится центром частых встреч учителей с родителями.
Одна мать рассказывала: «Он ест и пьет в спешке, чтобы скорей бежать играть. И так во всем и всегда. Вечно он на ходу! Он мчится в комнату, и тут же из комнаты, наталкивается на сестренку, она начинает орать, а он бежит себе дальше, как будто бы не осознает, что что-то случилось. Он пулей вылетает из постели утром и носится с дикой скоростью до тех пор, пока ночь не угомонит его».
Для такого ребенка нет покоя, ни днем, ни ночью. Даже в кровати он крутится и вертится, скрежещет зубами, мечется с одного края на другой. Ни остановки, ни покоя, ни отдыха. Он может даже длить двигательную активность, расхаживая во сне. Как будто бы его нервная система всё время командует: «Давай! давай! быстрей!»
Логично ожидать, волнительные события заметно усиливают такого рода детскую беспокойность. При появлении гостей или новых детей в доме, ребенок делается неуправляемым, носится как угорелый и расшвыривает всё, что попадается ему под руку. Как только семья начнет собираться на прогулку или куда-то в гости, он устраивает целый спектакль, входит в раж, строит рожи, хохмит и визжит. Причем очевидно, он уверен, что всё это очень смешно.
Еще одна мама сообщала: «Когда мы собираемся уходить откуда-то, где ему нравится, он очень возбуждается и начинает плохо себя вести. Он носится вокруг с воплями, гримасничает и дергается. Если я удерживаю его, он немедленно выкидывает приступ гнева. Когда это делается с ним, кажется, что он больше не разумное существо. Он только желает того, что желает, когда этого желает».
Неугомонность Страмониума иногда просто бесцельна – так, поскакать, похохотать, подурачиться без какой-либо видимой причины. А иногда – бесцельна и разрушительна. В таких случаях, ребенок не просто бегает, а сбрасывает по пути с полок книги, рвет занавески, стаскивает со стен картины. Но он не со зла.
А иногда неугомонность ребенка бывает и на зло, когда он нарочно убегает от родителей, или же вырывается, чтобы схватить что-то, что ему понравилось, или сделать что-то, что не позволено. То, что мама изо всех сил кричит «Стой!», когда он бежит через улицу, кажется, вовсе не доходит до него. Он бежит самозабвенно, в каком-то своём мире. А когда мать пытается остановить и обуздать как-то его беспокойность, или хоть как-то задержать ребенка, он может разозлиться до неистовства, в первую очередь стремясь освободиться от ее хватки. Затем он может пнуть и ударить ее, а может быть, разразиться бурными слезами. Я рассматриваю неугомонность, злость, неистовство, приступы рыданий – всё это, как различные проявления сегмента сверхреакций.
Четырёхлетняя Руфочка представляет собой пример откровенно разрушительной гиперактивности. Во все время разговора маме пришлось удерживать ее на коленях. Девочка немножко поизворачивалась, а потом, казалось, успокоилась. Однако через несколько минут она ясно дала понять, что не хочет сидеть на стуле. А мама продолжала ее крепко держать. Но Руфочку так просто не сломить! она начала дергать и тянуть, плакать и визжать, а в конце концов попыталась поколотить маму. Когда это не помогло, она впала в ярость. В этот момент мама сказала: «Когда что не по ней, Руфочка становится как дикий зверёк». (Тут, и правда, девочка плюнула в маму.) «Но, если я позволю ей делать, что хочет, ваш кабинет быстро превратится в поле после сражения».
И вскоре девочка показала, что ее мама была права. Сперва она порвала мои бумаги на столе, затем сбросила на пол еженедельник, потом заставила маму гоняться за ней по кабинету. Все это время она хохотала каким-то странным смехом.
Агрессивность
Ребенку-Страмониуму легко привыкнуть впадать в неистовство. У кого-то это эпизодические приступы, а для кого-то становится устойчивым качеством. Гиперактивный ребенок-Страмониум может агрессировать по ряду причин: слабый самоконтроль, импульсивность, невозможность осознавать свои действия и/или просто из удовольствия побеситься.
Ребенок со слабым самоконтролем дает немедленную, мгновенную реакцию на то, что ему кажется оскорблением, либо кусаясь, пинаясь, царапаясь, либо ломая и круша все вокруг. А поскольку он очень многое интерпретирует как оскорбления и обиды, то ему приходится так реагировать на каждом шагу.
Иногда мальчик может не заметить, что его сестра играет с чем-то, и внезапно схватить игрушку; а когда девочка протестует, может ответить нападением, совершенно не осознавая, что именно он и напал первым в самом начале. То же самое происходит, когда товарищ по игре реагирует на неосознаваемые действия такого ребенка чем-то, что ему кажется враждебностью.
Неистовство часто проявляется в детях, у которых плохо с вниманием. Отчасти проблема в том, что из-за недостатка внимания они не могут толком понять, что происходит и чего от них ожидают, а когда попадают впросак – набрасываются первыми.
Есть, однако, и другие гиперактивные дети, которые ведут себя агрессивно чисто из удовольствия. Если сначала неистовство было для них простым побочным эффектом гиперактивности, то впоследствии они начали получать удовольствие от того внимания, которое это к ним привлекает, как, например, Hyoscyamus.
Взрыв неистовства может последовать и просто из того, что ребенок не получает, чего хочет, как вот в случае Руфочки. Она и без того была настроена на разрушение, а уж когда ее сдерживали, впала в ярость. Но можно представить себе и другие варианты. К примеру, малыш может так хотеть побыть еще в парке, что, когда это срывается, выходит из себя от ярости. Он попросту готов воевать за свое желание, так что в конце концов родителям приходится взять его под мышку и унести прочь, хотя он вопит и сучит ногами.
Жизнь с такими детьми – это каждодневная битва двух воль! Ребенок жестко застревает на одной теме или одном желании и часто для начала пытается договориться, чтобы было, как он хочет. Так вот, в этой точке родители стоят перед величайшим искушением поддаться этим уговорам! Они понимают, что до тех пор, пока их дитя играет в свою компьютерную игру или смотрит фильм, он не будет носиться по всему дому, круша всё вокруг. Так хочется сдаться и уступить! Но не всегда можно, по разным причинам, подладиться под его желания; вот тогда-то это желание и делается неистовым.
Многие дети с дефицитом внимания страдают избыточной двигательной активностью, которая ввергает их в путаницу по поводу получаемых извне стимулов. Чрезмерно чувствительный к шуму ребенок будет перевозбуждено себя вести просто от того, что вокруг шумно. По мере того, как он впадает во все большее беспокойство, он становится разрушителен. Подобным же образом, превышение некоторого комфортного для них количества народа заставляет некоторых детей вести себя чересчур активно или дурашливо.
Неугомонное/Настойчивое поведение
Одна сторона расстройства внимания – в том, что ребенок не может удерживаться на чем-то одном, однако он также может переключить передачу и излишне сфокусироваться на чем-то, что может вести его к назойливым повторениям. Похоже, проблема не в том, что он не может сосредоточиться, а в том, что он не может сосредоточиться на том, на чем хочет. Один и тот же ребенок может переходить от недостатка фокусировки внимания к избыточной фиксации на предмете. Это помогает понять, почему один и тот же ученик приходит сегодня с пятеркой, а завтра с двойкой по тому же предмету.
Рассеянное поведение может, со временем, привести к ритуальному поведению или навязчивостям (повторению одного и того же действия много раз). Рассеянность проявляется как неспособность сосредоточиться, на этой стадии ребенок может погрязать в мечтах, но он же может по временам так зацикливаться на одном предмете, что это становится похоже на мономанию. Но не терпит ни малейшего ограничения и прерывания! Если в этот момент родители просят его что-то сделать или чего-то не делать, или пойти с ними (словом, перестать делать то, что он делает), он не может послушаться. Он будет сопротивляться. Он вынужден сопротивляться! Такая неспособность принять что-либо, кроме сиюминутного желания, - это его ригидность, часто ведущая к битве между волей родителя и ребенка. Когда установится достаточный уровень самоконтроля, ребенок может начать c попыток договориться с родителем о данном вопросе. Поначалу он приводит доводы, а по мере нарастания напряжения между силой его желания и силой родителя, он прибегает, а умоляющим просьбам. Когда же ему становится понятно, что он не получит то, что хотел, он нервничает и его дерганность и громкость нарастают.
Немыслимо долго способен он пренебрегать всеми требованиями и просьбами родителей. Он твердо стоит на пути непослушания, не сомневаясь, что его желания важнее, и выполняет их, не обращая никакого внимания на пожелания родителей. Как будто бы он говорил себе: «Что с того, что мать орет? главное, я поиграю тут подольше!»
Его неугомонность может также проявляться во время беседы с врачом, когда он болтает громче и громче, не обращаясь ни к кому конкретно, просто уставившись в стену и вопя, до тех пор, пока кто-нибудь наконец не удалит его со сцены.
Из-за этой неугомонности ребенку может быть трудно сосредоточиться на человеке или предмете. По рассеянности, он может разбить что-нибудь просто потому, что не осознает, где находится, и не замечает, что делает. И наоборот, может излишне сосредоточиться на чем-то (к несчастью, этим предметом может оказаться чей-то телефон или принтер) и погрузиться в игру с ним до тех пор, пока он наконец, не сломается.
Даже сексуальное самовыражение таких детей может быть окрашено такой же ненасытностью. Как и у Bufo, Hyoscyamus, а также у Origanum, мастурбация гиперактивного малыша-Страмониума, уж если случается, может быть интенсивной и продолжительной. Он кажется очень разгоряченным, раскачиваясь взад-вперед, взад-вперед.
Слабый самоконтроль
У детей с нарушением внимания можно обычно заметить и слабый самоконтроль. Полный страхов ребенок, может выдать неистовую реакцию, и на этой стадии его импульсы будут всего лишь защитными. Однако по мере развития нарушения, импульс ударить может стать самой легкой возможностью, или даже он может войти во вкус насилия и включить его в свои мечты, фантазии и творческие проявления.
Жизнь такого ребенка может быть полным хаосом. Его одежда всегда вымазана, он теряет школьные тетрадки, а в комнате полная неразбериха. Словом, внешний мир фактически отражает отсутствие порядка внутри. Если его попросить найти что-нибудь или убрать свою комнату, он ответит, что не знает, как. Из-за этого всяческого хаоса он не может сосредоточиться. Некоторые дети при этом кажутся тупыми, а уж когда тупость и спутанное состояние ума переплетены с беспокойством, дитя превращается в один сплошной порыв, отвечая на все и всякие стимулы либо смятением и неистовством, либо дурашливостью.
Непоследовательность в жизни можно заметить и в работе. То он учится хорошо, выполняет задания, и даже делает это с перфекционистским лоском. То вообще упускает суть задания и не способен успевать вовсе. Такая непоследовательность неизбежно сделает ребенка нерешительным, заставит застывать перед любым выбором, обескураживая его. Этакая неопределенность – его бич во всем: не только в серьезных вопросах, например, о том, как провести лето, то и в мелочах, типа что одеть в школу или во что поиграть. Постоянное существование в подвешенном состоянии.
Со временем, ребенок может так устать от этого, настолько чувствовать себя разорванным этим колебанием и так печалиться от того, что не успевает, что начнет считать себя ни на что не годным и говорить, что никогда не исправится. Он может даже начать поговаривать о том, что хочет себя убить. Эти депрессивные эпизоды, похоже, сопровождают осознание очередной неудачи.
Шут
В большинстве случаев, гиперактивный Stramonium склонен к дурашливости. Вполне в согласии с общей картиной Страмониума, его юмор может быть жестоким, вроде розыгрышей, забавных для него, но в действительности неприятных и обидных для других. Но есть и другая сторона в нем: веселый приколист, клоун, который готов хохотать безудержно над собственной маленькой шуткой. Ему легко развеселиться и из этого настроения дурачиться и находить свои шутки очень смешными, удваивая веселость смехом над своими собственными действиями.
Уж коль скоро он завелся, его не легко остановить! Он не понимает, что его действия неуместны, что он мешает и надо бы себя немножко удерживать. Невозможно не поразиться столь резкому переходу от несчастного ребенка, впадающего в неистовые приступы ярости, к веселому игривому балагуру. Это возбуждение довольно незрелое по природе, будучи веселым только для него одного. В такие моменты он выглядит намного младше своего возраста, и если его наблюдать именно в этом проявлении, то можно перепутать с Baryta carbonica.
Разновидностью этого является ребенок, который, захваченный радостью момента, говорит, говорит, без умолку болтая сам с собой за игрой, или напевая, носясь кругами. Нередко он своей громкостью забивает голоса друзей и родителей. Он может выдумывать свои слова и языки, даже если ему всего-то шесть или семь лет. Хотя чаще говорливость свойственна Lachesis и Hyoscyamus, ее можно видеть и в Stramonium, преимущественно в маниакальной фазе.
Я полагаю, что такого рода возбудимость и избыточность соответствует сегменту неистовых сверхреакций Страмониумного цикла, наряду с другими формами возбуждения, такими как ярость и прочие проявления возбуждения нервной системы. В этом отношении, Страмониум разделяет часть симптомов с Hyoscyamus. Различие в том, что для Stramonium это просто возбудимость, в то время как для Hyoscyamus это возбудимость лимбической системы гипоталамуса, в связи с чем его шутки более вероятно будут вертеться вокруг сексуальности и других сильных драйвов. Эта черта Hyoscyamus наделена такой силой, что ее непросто спутать с незрелой дурашливостью Страмониума.
Умственная заторможенность/Расстройства внимания
Трудности внимания могут быть первичной жалобой с самых первых дней жизни, или же с момента какого-то сильного испуга. Ребенок может быть невнимателен всегда, большую часть жизни, или же только время от времени. Многое в этой характеристике, наверное, больше подходит для раздела, описывающего аутичность, однако я намеренно помещаю ее здесь, поскольку в сегодняшней литературе по этому поводу стало принято навешивать на все эти столь различные вещи один ярлык: расстройства внимания или невнимательность с гиперактивностью. На самом деле, гиперактивность относится к сегменту неистовых сверхреакций, а неспособность сосредоточиться из-за смятения – к сегментам крайней замкнутости и спутанности сознания.
Часто приходится слышать, что заторможенность впервые заметили после какого-нибудь хирургического вмешательства, сопровождавшегося анестезией. Девятилетний Эрик тому примером. Ему было всего два с половиной, когда ему хирургически удалили грыжу. Его мама рассказывала: «С тех пор он уже был не тот. Ему стало трудно схватывать объяснения. На какое-то время он даже разучился правильно говорить. Стал заметно отставать от своих сверстников, а ведь раньше был такой смышленый. Стал даже вести себя как-то глуповато. Правда, тестирование показывает нормальный IQ. Просто, как только он расстраивается, он действует как младенец и выдает сверхреакции. Временами лепечет как совсем маленький на каком-то своём языке, или же говорит неполными фразами, путая «он» и «она». Говорят, у него дислексия. Принялся уж себя называть тупым, из-за того, что в девять лет он не может читать. К тому же стал жутко бояться темноты»
Школьные отзывы могут ужасать: необучаем, неспособен заниматься, ничего не усваивает, отказывается выполнять задания, предпочитая играть. Сосредотачиваться может на крайне малое время, не более нескольких минут. На приеме вообще не обращает внимания на ваши вопросы, и его мама говорит, что также он ведет себя и в школе.
«Поди заставь его усидеть на месте! Он может даже попытаться сосредоточиться и что-то выполнить, но пара минут – и он уж вскочил и отвлекся». На приеме я наблюдал то же самое. «Бывает, он теряет нить из-за того, что всё его отвлекает – самый простой звук или занятия других в классе». А уж школьные перемены – вообще неимоверно сложны для таких детей, и Эрик не исключение. Когда вокруг так много всего происходит, ему просто сносит крышу.
Всё это я мог наблюдать и на приёме. Временами у мальчика было такое выражение лица, будто бы он не здесь. Родители говорят, он может так глядеть в одну точку подолгу и часто, и даже не реагирует, когда они окликают его. Спустя какое-то время, он возвращается, однако отвечает бессвязно и невпопад. Он может так выпасть хоть на середине фразы, застряв на каком-нибудь слове или идее, а то, что он только что говорил, так и зависнет.
Если попросишь его что-нибудь сделать, скорее всего, он просто забудет. Задашь вопрос – может не услышать. Создаётся впечатление, что он как бы в трансе или глубоком созерцании, а спросишь, о чем он задумался – чаще всего не ответит.
Вот рассказ о другом, пятилетнем ребенке: «Чуть не карапузом, Микки схватывал всё на лету, быстро и аккуратно рисовал, отлично писал буквы. Он был прилежным учеником и делал успехи. А после перенесенной пневмонии скис! Потерял все свои навыки письма, буквы путает местами, не может ничего прочесть. Говорит с затруднениями, будто бы слегка отсталый. Не произносит целый ряд звуков, вроде L, М, W. А когда разволнуется, начинает заикаться. Он подавал надежды, а теперь последний в классе. Но вот счастье! лекарство подействовало» и отец говорит, что речь исправляется: «То была сплошная путаница, полная абракадабра! Только сейчас, когда есть, с чем сравнить, мы понимаем, какой это был ужас!»
Как упоминалось в главе Неистовство, моторная избыточность и смятение может порождаться расстройствами сенсорной интеграции, которые могут вести к трудностям сосредоточения, краткости удержания внимания, и заторможенности восприятия материала. Это может сочетаться или же не сочетаться с гиперактивностью. Моторная избыточность приводит к смятению, которое заставляет ребенка ошибочно трактовать слова и действия окружающих и обижаться, когда никто и не думал его обижать. Такого ребенка легко выбивает из колеи наималейший стресс, особенно когда он понимает, что не справляется с задачей – написать или нарисовать что-то, или использовать кухонные принадлежности, или ему не хватает навыков тонкой моторики.
Общей стратегией уменьшить смятение становится настойчиво-компульсивное поведение. Ребенок упирается. Он хочет чего-то одного и ничего больше! Если его прервать, он потеряет ту единственную фокусировку, которая у него только есть, что введет его еще в большее смятение. Еще одна трудность, которая связана с тем, что всё его внимание сведено в одну единственную точку, состоит в незамечании ничего другого, что происходит вокруг. Он застревает в одном месте.
Заключение
Последнее замечание о вялости/тупости. Я полагаю, она может быть реакцией на страх, своеобразным способом убаюкать себя до такого состояния, когда страхи подавлены [1] Раздел Аутичность представит нам крайне обостренную иллюстрацию. Другой возможностью может быть, что тупость – это род смятения, когда ты чувствуешь себя всегда под прицелом и твой мозг отчаянно бьется в панике, не зная, к чему обратиться в первую очередь.
Есть и еще одна возможная реакция на ощущение угрозы – гиперактивность, оборотная сторона вялости. Когда происходит так, я полагаю, что нервная система взведена до такой точки, что крайнее беспокойство берет верх и побуждает человека действовать, часто совершенно импульсивно.
Хотя затруднения внимания и свойственны Страмониуму, гораздо более распространены они в других лекарствах. Из-за этой общности симптомов, следует очень тщательно рассматривать каждый случай, чтобы сделать правильное назначение. Самым существенным шагом здесь будет обнаружение причины, стоящей ЗА симптомами, определение того, что привело к такому состоянию в первую очередь. Только выяснив, почему существуют те или иные симптомы, можем мы определить, какое лекарство их вылечит.
[1] Ср. положение З.Фрейда о том, что депрессия есть подавленная и обращенная на себя агрессия. (Прим. пер.)