Записаться на приём
Клиника классической гомеопатии им. С. Ганемана
Наука и искусство исцеления
background

СТРАМОНИУМ - часть 5

Предлагаем вашему вниманию продолжение Материя Медика Stramonium. Часть 5. ИНТРОВЕРТИРОВАННОСТЬ

The Element of Closing Off; Introversion

This is the water. Cold and black

It hurries in, it hurries back,

It never stops. And I wait long,

Perhaps to hear a gull's mad song

Or even wind. But not a noise

Breaks in upon this white hell's poise.

Only the water's lapping slack,

The silent blaring rush of black.

А вот вода.  Холодна и черна

Она спешит внутрь, она спешит назад,

Никогда не останавливаясь. Я долго жду

хоть бешеного пения чайки

или хотя бы ветра. Но ни звука

Не прорывается в это равновесие белого ада.

Здесь только вялый плеск воды

безмолвно вспыхивает черным блеском.

Jeenet Lawton, from "To the Arms of The Sea”

Хотя интровертированность не часто рассматривают в связи с детьми-Страмониумами, я считаю её ключом, почему и останавливался уже на ней в разделах Страх и Неистовство. По мере того, как неистовство опустошает ребенка изнутри, а энергия безудержно расходуется, настаёт время, когда ребенку необходимо закрыться, чтобы поднакопить сил, время закрытого сегмента цикла. Один из возможных исходов продолжительной битвы сознательного и бессознательного – это что оглушенный битвой ребенок теряет всякую уверенность в своих действиях, и потому как бы отдаляется и уходит вовнутрь. В этой фазе ребенок-Страмониум может быть либо постоянно погружен в себя, либо только временами. Не так сильно, как неистовствующий Страмониум, но и здесь он сначала может агрессировать вовне, а затем, внезапно или же постепенно, замыкаться.

Один тип интровертированного Страмониума – это ребенок, с которым плохо обращались или пренебрегали. Жестокое обращение запускает процесс, в котором страх поражает душу в самое сердце, оставляя ребенка напуганным, покинутым и уязвимым для травмы в любой момент. Он обращается внутрь и, возможно, делается чрезмерно бдительным. У такого ребенка плохая самоидентификация и низкая способность сближаться. Ему не хватает социальных навыков в общении, он тих и отстранен. Именно этот тип интровертированных детей наиболее близки по картине к аутичным и даже могут быть приняты за Natrium muriaticum или Staphysagria. Застенчиный, сдержанный, неуверенный, тихий, он кажется погруженным в свой собственный мир. 

В другом Страмониумном типе, интровертированная чувствительность может быть связана исключительно с внутренними процессами ребенка. Хотя родители и стараются поддержать его самооценку, он не воспринимает. Фактически, ребенок находится полностью в некоем собственном мире. Такое настроение растет, препятствуя его способности проявлять себя в мире реальном. Вероятно, именно эта изоляция и приводит старших подростков и взрослых к тому, что они называют крайней степенью одиночества, чувством полного разобщения с миром. «Как одинокий воин, в преследовании врага зашедший туда, где нет своих. Я совершенно один, для меня нет никого вокруг». Нетрудно вообразить, как эти дети и подростки погружаются в свой особенный мир всё глубже и глубже. Длительно замкнутые внутри своего сознания, они подвергаются делюзиям, которые всегда тут как тут для таких детей. «Людей я пугался, зато всегда мог поговорить с демонами. Я умел с ними разговаривать!» 

Не все такие интровертированные дети обязательно выпадают из реальности. Но ясно, что чем долее они остаются обращены вовнутрь и чем более закрываются от внешнего мира, тем вероятнее возникнут делюзии и их опыт такого искаженного мира усилится. Такой ребенок начинает с того, что смотрит на жизнь как на зрелищный вид спорта, а дальше, поскольку он так одинок, переходит от наблюдения к действию, реагируя на импульсы, но неадекватно. Например, он может быть чрезвычайно застенчив со взрослыми или с посторонними, и при этом откровенно яростен дома, злобно щипля членов семьи уже года в три.

Со временем, колеблясь так между яростной обращенностью вовне и насупленной закрытостью, они делаются всё менее предсказуемыми. Именно их чрезмерная впечатлительность заставляет их замкнуться и изолироваться. В каждой из этих полярностей, ребенок открывается для своего бессознательного, в котором он чувствует либо ужас, либо как сам становится ужасом. Я вижу в этом ребенка, который как бы временно одержим, но при этом вполне может переживать, что с ним происходит. Он воспринимает реакции окружающих на себя, когда он делается для них ужасом, а как только выходит из этого состояния, чувствует себя опустошенным и пытается понять, что же произошло. Он не понимает! Он ума не приложит, как это те, кого он так любит и кому доверяет, вдруг так болезненно воспринимают его? И в этом подавленном состоянии он вновь обращается внутрь. Почему? Потому что он охвачен водоворотом эмоций: изнеможением (от пережитого), недоумением (от отчаянной попытки уразуметь, что всё это было), стыдом (за свои действия), тоской (из-за реакции любимых людей), страхом (что всё это снова повторится). Словом, он похож на замкнувшегося в себе ветерана войны, страдающего от посттравматического стрессового расстройства.

Однако это заторможенное состояние не долго. Вскоре ребенок теряет контроль и вновь возвращается в полярное состояние, порождающее тревожные видения, все тормоза сняты, и он вновь повторяет свое безумие. «Заторможенный» хорошее слово для описания того, что ощущается возле таких детей. Можно даже предположить, что они на самом деле не интроверты по природе, а нарочно себя затормаживают в надежде, что таким образом удастся лучше себя контролировать, по крайней мере, свою неистовую сторону.

Другой возможный сценарий: дикое неистовство было изначальной чертой ребенка, а потом пропало. Теперь перед вами дитя, всё более и более уходящее в себя, не в состоянии ни понять свое прежнее поведение, ни отпустить и забыть его. Свершился медленный переход из сегмента, в котором превалировали сверхреакции, в сегмент где превалирует замкнутость.

Мне бы хотелось сделать последнее замечание относительно интроверсии. Если вдруг ребенок-Страмониум и перестал быть Страмониумом, – (потому ли, что получил лекарство, или же просто ушел из этого слоя по какой-то иной причине) – он может быть всё же совершенно не готов встретиться с миром. Привыкнув долгое время быть диким, ребенок может теперь вдруг осознать, впервые в жизни, что родители больше не обращаются с ним с той нежной заботливостью, как прежде. Пока он был в Страмониумном состоянии, он вытянул из них все соки. Теперь они выхолощены. К этому моменту одни из них делаются резкими и даже жестокими в обращении с детьми, в то время как другие вырабатывают холодную отстраненность «заботливых нянечек».

Глубочайшее одиночество, в котором в это время живет ребёнок, может его чрезвычайно огорчать. Именно на этом стыке, погружаясь в свое одиночество и грусть, он переходит в состояние Natrium muriaticum или Staphysagria. Я считаю эти два лекарства комплементарными Страмониуму. Я настаиваю, чтобы семья обращалась за очередной консультацией в этой точке. Теперь, когда ребенок вышел из слоя неистовства, оставив его позади, родителям тоже следует оставить позади обиды и начать сызнова выстраивать теплые, взаимно поддерживающие отношения с ним.

Это может быть поистине непростой задачей, всё зависит от того, чтобы они смогли это сделать в решающий период перехода из того тёмного мира, в котором ребенок жил прежде, в обыкновенный мир нашей реальности.

Подавленность (Депрессия)   

Хотя это нечасто упоминается в литературе, Stramonium легко входит в глубокую депрессию. Есть два проявления этой депрессии: один ближе к сегменту неистовства в цикле Страмониума, другой – ближе к сегменту замкнутости/мертвости.

Первый тип встречается либо, вклиниваясь в разгар приступа сильнейшего возбуждения, либо вслед за приступом гнева, либо же – в непомерно растянувшемся периоде агрессивного неистовства, когда ребенок переживает за последствия своих поступков. Он может так огорчиться, что будет повторять, что хочет убить себя.

Десятилетний Монро хороший пример такого типа. В его семье депрессия – обычное дело. Его дедушка и дядя покончили самоубийством, другие члены семьи лечились от депрессии и циклических расстройств. Любя своих родителей и боясь отделиться от них, к детскому саду он уже проявлял признаки депрессии. Как только мама оставляла его в группе, он кидался на пол, сучил ногами, щипал себя и рыдал: «Ненавижу себя!» Такие приступы и припадки делались с годами только хуже. Стоило ему сделать ошибку или чуть перенапрячься, он каменел, скрежетал зубами и бил себя кулаками, приговаривая: «Я тупой! Хочу умереть! Это я во всем виноват!» Он сделался затворником, ни с кем не общается, не знакомится. Всякий раз, как родители куда-то уходят, оставляя его вечером или днем, он вновь твердит про своё желание умереть и про намерение повредить себе.

Как все дети, Монро фантазирует. Однако если обыкновенно детские фантазии увлекательны и в основном о приключениях, его – кошмарны и по большей части о том, как он убивает или его, убивают. Такое сочетание неистовства, направленного на себя, сильных страхов и ощущения оставленности, привело к назначению Stramonium, что имело успех.

Этот пример так близок к примерам из раздела Неистовство, что может быть принят за еще один случай яростно-деструктивного сегмента. Такое поведение действительно выглядит знакомо, но главное отличие тут состоит в том, что отвращение к себе и подавленность заставляют ребёнка замкнуться и обратить всю ярость вовнутрь, где она берет верх над ним и заполоняет его. Хотя суицидальные мысли в таких случаях больше похожи на приступы гнева, чем на мрачное уныние, дети, ведущие себя таким образом, несомненно находятся на пути к длительной депрессии. Этот тип депрессии очень похож на состояние Medorrhinum с его приступообразным гневом, перемежающимся депрессивными и суицидальными настроениями.

Второй тип депрессии теснее связан с интровертированным самозамкнутым/мертвенным сегментом Страмониума. К этому моменту ребенок может уже оставить позади отыгрывающий ярость тип депрессии и уйти дальше вглубь подавленной замкнутости. Он превращается в отшельника, проводя всё время в одиночестве. Его тихость зиждется на чувстве неполноценности с болезненными мыслями, как и прежде, однако теперь эта болезненность повернута к мыслям о том, как повредить себе. Именно теперь Страмониум может размышлять о том, как бы порезать себя бритвой или прямо убить себя. Жизнь ему кажется слишком тяжелой, и он может всерьез думать, что от него слишком много проблем у всех и что будет лучше для всех, если он положит конец своей жизни.

Нередко депрессия будет сопровождаться симптомами других сегментов Страмониума, что облегчит выбор лекарства. Страх, например, может никуда не уйти. И даже хотя неистовство могло к этому моменту и пропасть, неистовые образы ярости могут остаться. Выбранные им фильмы, скорее всего, будут содержать насилие. Также насилием и яростью будут скорее всего наполнены его сновидения. Даже его рассказы и стихи будут окрашены темой ярости или неистовства.

Нелюдимый, подавленный, полный болезненных мыслей и неистовых страхов, он обращает теперь всю свою нестерпимую тревогу вовнутрь, что делает тяжелую депрессию или суицид возможным исходом. Такого пациента в этот период может быть нелегко отличить от Natrum muriaticum в тяжелой депрессии. У Stramonium нет чувства собственной значимости, нет смакования своего несчастья, как это бывает у Natrum muriaticum. Это никак не «я грущу и наслаждаюсь этим». Его горе подлинно и самособрано. Такое дитя заперто в своей битве со тьмой, схвачено душевной болью и тягостными раздумьями о том, стоит ли вообще жить. Это нешуточно тяжелое состояние, к которому следует отнестись со всей серьезностью.

Коллектив клиники
Кузьмина Ирина Федоровна

Кузьмина Ирина Федоровна

Деева Лидия Александровна

Деева Лидия Александровна

Елена Владимировна Кукес

Елена Владимировна Кукес

Сидоренко Елена Валерьевна

Сидоренко Елена Валерьевна

Светлана Алексеевна Карпова

Светлана Алексеевна Карпова

Старцева Анна Игоревна

Старцева Анна Игоревна

Жаркова Ольга Юрьевна

Жаркова Ольга Юрьевна

Ольга Геннадьевна Захватаева

Ольга Геннадьевна Захватаева

Асмик Вазгеновна Вартанян

Асмик Вазгеновна Вартанян

Наталия Николаевна Воробьёва

Наталия Николаевна Воробьёва

Елена Николаевна Купенко

Елена Николаевна Купенко

Анна Евгеньевна Меркулова

Анна Евгеньевна Меркулова

Палкина Эльвира Алексеевна

Палкина Эльвира Алексеевна

Татьяна Норбертовна Мурашова

Татьяна Норбертовна Мурашова

Артамонова Татьяна Алексеевна

Артамонова Татьяна Алексеевна

Светлана Ермакова

Светлана Ермакова

Хадуськин Владислав Сергеевич

Хадуськин Владислав Сергеевич

Статьи
Поллиноз у детей и подростков
Поллиноз у детей и подростков
Поллиноз у детей и подростков

В статье описаны причины появления весеннего поллиноза у детей и подростков, а также возможности его лечения с помощью гомеопатических средств.

Лечение поллиноза гомеопатией
Лечение поллиноза гомеопатией
Лечение поллиноза гомеопатией

С наступлением сезона цветения различных растений и трав, у многих людей могут активно развиваться симптомы весеннего поллиноза. Заболевание является целым комплексом аллергических проявлений организма на цветение растений, а именно их пыльцу.

Лечение сезонного поллиноза…
Лечение сезонного поллиноза у взрослых
Лечение сезонного поллиноза у взрослых

В статье описаны основные причины поллиноза у взрослых, механизме его возникновения и принципы лечения гомеопатией.

Случаи
Лечение поллиноза у мальчика…
Лечение поллиноза у мальчика 5 лет
Лечение поллиноза у мальчика 5 лет

Поллиноз или сенная лихорадка - это сезонное аллергическое заболевание, которым могут страдать как дети, так и взрослые.

Ветеринарный случай
Ветеринарный случай: агрессия собаки к своим щенкам
Ветеринарный случай: агрессия собаки к своим щенкам

Лечение гомеопатией ветеринарный случай: агрессия собаки к своим щенкам

Лечения гнойного периодонтита…
Лечения гнойного периодонтита у женщины в клинике С. Ганемана
Лечения гнойного периодонтита у женщины в клинике С. Ганемана

За лечением гомеопатией в клинику С. Ганемана обратилась женщина с жалобой на боль в зубе, отек и боль в десне.